Лозівська ЦРБ


Сто часов счастья

(Литературный вечер, посвященный творчеству В.Тушновой)

Любовь на свете есть!

Единственная – в счастье и в печали,

В болезни и здоровии – одна,

Такая же в конце, как и в начале,

Которой даже страсть не страшна.

Не на песке построенное зданье,

Не выдумка досужая, она

Пожизненное первое свиданье,

Безветрие и гроз чередование!

Сто тысяч раз встающая волна!

Эти проникновенные строки о любви принадлежат русской поэтессе Веронике Михайловне Тушновой.

По воспоминаниям людей, ззнающих гениальную поэтессу, она была хоть и невысокого роста, но хорошо сложена и ошеломляюще красива. Всем запомнились ее тяжелые, густые черные волосы и удивительное лицо с высоким выпуклым лбом и большими печальными темно-карими глазами.

Родилась Вероника 14 марта 1915 года (100 лет) в семье профессора медицины.

До революции семья жила вполне благополучно, а затем все рухнуло. Первые детские воспоминания Вероники – мама укрывается с ней в подвале от обстрела, а вокруг все грохочет и горит. Гражданская война, голод, тиф, разруха и смерть, холод - «на улице куда теплее, чем дома». А далее – советская власть и весьма скромная жизнь на одну зарплату главы семьи:

Мы жили на папиной скромной зарплате,

Что нашего счастья отнюдь не губило.

Я помню все мамины новые платья,

И я понимаю, как мало их было.

Вероника с малых лет увлеклась живописью и поэзией, рано начала сочинять стихи. Она любила лежать в траве на косогоре, усыпанном ромашками («цветы – это стихи земли»), бегать босиком по росе, ловить в ладони лучики солнца, наблюдать «труд муравьев, и птичьи новоселья, и любопытных белок беготню…»

Все, что удавалось девочке увидеть интересного или красивого, она фиксировала в стихах или рисунках. Свои произведения ей приходилось прятать от отца, который видел в дочери только будущего врача. Возможно, поэтому по его настоятельной рекомендации она после окончания школы поступила в Казанский университет на медицинский факультет.

Но учеба не приносила удовольствия, каждый семестр давался с трудом. Ее по-прежнему завораживали поэзия и живопись. На четвертом году Тушнова решается и бросает институт, поступая в Московский Литературный институт им. Горького. Но внезапно начинается война, и планы на будущее откладываются до лучшего времени.

Медицинские образование пригодилось на фронте, днем Вероника ухаживала за больными в госпитале, а ночью «чиркала» поэтические строки. Больные даже прозвали её «доктором с тетрадкой».

Первые стихи Вероники Тушновой были опубликованы в 1944 году, когда ей было 29 лет. А в 1945 году вышел её поэтический сборник, который назывался просто «Первая книга».

Самое лучшее в ранних стихах Тушновой – это глубина чувств, исторгнутых из потрясенного войной сердца женщины.

В стихотворении “Мать” она так глубоко чувствует горе матери, словно сама потеряла сына.

Стихотворение “Мать”.

И тем не мене 1-й сборник В. Тушновой раскритиковали за излишнюю камерность и грусть. Ей ставили в вину переливы надуманных переживаний в духе салонной лирики А.Ахматовой.

Следующая книга вышла только через 10 лет. Она рождалась трудно, Тушнова пыталась отойти от своей камерности, от лиризма. Она ездила по стране, и ее стихи того периода – это стихи о людях, встреченных в жизни.

Названия говорят сами за себя: «Инженер», «Жена прораба» и т.д.

Он в бою сегодня, как вчера,

Здесь дело, зная свое и место,

Приказы были коротки и четки.

В штаб армии (здесь управленье треста)

Ежеминутно поступали сводки.

В таких строках нет, конечно, ни поэзии, ни лирики.

Впрочем, в следующей, в 3-й книге, вышедшей в 1958 году под названием «Память сердца», главная тема поэтессы вышла уже на передний план, решительно потеснив все остальное. И тема эта – любовь.

Ее стихи – вечная исповедь любящей женщины. Страдающей, радующейся и лишь иногда – счастлива.

Вероника Тушнова поражает прозрачной ясностью стиха, половодьем поэтического чувства, и даже спустя десятилетия строки написанные ею, отзываются в душах и сердцах читателей светлой грустью, надеждой и верой в счастье.

Произведения поэтессы были очень популярны, ее книги не стояли на библиотечных полках, а всегда были на руках у читателей. Стихи выучивались и переписывались в тетради многими поколениями.

Надо сказать, что личная жизнь поэтессы складывалась не совсем гладко…И сейчас родственники не желают придавать огласке сокровенные фаты из ее жизни. Известно лишь, что Вероника была дважды замужем. В первый раз – за известным врачом Юрием Розинским, в браке у них родилась дочь Наталья. Во второй – вышла замуж за физика Юрия Тимофеева. Но ни один из мужей Тушновой не удостоился таких страстных строк в ее стихах, как поэт Александр Яшин. Это, безусловно, главный человек в ее жизни и творчестве и наверное, единственный мужчина, которого она любила.

Чувство, подсказавшее ей стихи последних лет жизни, было трудным и драматичным.

«Благословляю бурю, с которой никак не справлюсь – сказано в одном из стихотворений поэтессы. Любовь к поэту и писателю А.Ящину высекла искру, из которой разгорелся костер лирической поэзии. Она ценила каждый миг, согретый любовью, ей были дороже 100 часов счастья, чем длинная, унылая жизнь без любви.

Сто часов счастья.

Песня.

В своих стихах Вероника Тушнова спорит со скептиками:

Мне говорят:

Нету такой любви.

Вся поэзия Вероники Тушновой – это ее личный дневник. Вот она бьется над загадкой: что же такое любовь

Почему без миллионов можно?

Почему без одного нельзя?

Стихотворение «Письмо».

Для Тушновой любовь – это величайший стимул воли и жизнедеятельности, любовь дает силы для борьбы.

Стихотворение «Всех сил его проверка...”

Сама она отдается этому чувству вся, без остатка. Смысл ее жизни – это любовь к единственному человеку, все ее мысли, все ее поступки – только ради него.

Стихотворение «Одна сижу на пригорке»

В те же моменты своей жизни когда Вероника безоглядно счастлива, она щедро делится этим счастьем со всеми:

Стихотворение “Дождик...”

А вот уже проскальзывают грустные нотки в ее поэзии. Видно, не каждый паре суждена вечная любовь. Вероника еще старается продлить прекрасные мгновения, обращаясь к моменту с мольбой:

Стихотворение: “Осчастливь меня однажды”

Песня “А знаешь, все еще будет”

Любящая женщина обманывает себя. Но стихи лгать не могут. Они отражают всю душевную боль, всю тоску по прошедшей любви:

Стихотворение “Без обещанийЖизнь печальней”

Вероника не перестает ждать любимого, когда, казалось бы, надежды уже нет.

Стихотворение “Сколько же раз можно терять”

Песня “Не отрекаются любя”

В это же время у А.Яшина появляется вот такое стихотворение.

“Да я не знаю другой такой”

Она же бьется, как птица в клетке, обвиняя в неминувшем разрыве то себя, то любимого:

Стихотворение: “Я не люблю себя такой”

И опять ей отвечает Яшин:

Стихотворение: “Нет в любви ее ревностной

Ни добра, ни просвета”

Женщина отчаянно пытается удержать любимого человека, по-детски пугает его предстоящей разлукой:

“Вот уйду, исчезну”

Все чаще В.Тушнова примеряет к себе смерть. Она не видит смысла в жизни без любимого человека. Он еще пытается пробиться к нему, достучаться.

Стихотворение “Гонит ветер туч лохматых...”

Из-за пробелов в биографических сведениях сложно сказать, при каких обстоятельствах познакомились Яшин и Тушнова. Но им было, видимо, не суждено быть вместе. Поэт был женат, имел семерых детей. Его многодетную семью друзьядаже в шутку называли “ящинским колхозом”. Уйти от жены даже ради Тушновой он не смог.

Смертельный диагноз – на двоих

Вероника и Александр виделись часто. Яшин дорожил семьей и тщательно продумывал, как сохранить отношения с любовницей в тайне. Выбирал для свиданий другие города, деревни, они вместе ездили на природу, ночевали в охотничьих домаках. Возвращаясь обратно домой на электричке, поэт просил любимую выходить на две-три остановки раньше. Но даже эта “изысканная” конспирация не спасла от разоблачения. Такое стало явным. Отношения пришлось прекратить.

Разрыв стал настоящей трагедией для тушновой.

Она пыталась как-то жить без нег, не смогла.

Стихотворение “Быть хорошим другом обещался”

Она называла свое чувство “бурей, с которой никак не справляюсь”, и доверяла малейшие оттенки и переливы своей любви стихам. Вероника бродила по тем местам в подмосковном лесу. Где они бывали вместе и одна переживала свое горе:

Ты не горюй обо мне, не тужи –

тебе, а не мне доживать во лжи,

мне-то никто не скажет “молчи”!,

улыбайся, когда хоть криком кричи.

Не надо мне до скончанья лет

думать – да, говорить – нет.

Я-то живу, ничего не тая,

как на ладони вся боль моя.

Порой женщине слышится шепот за спиной: “А вы знаете, он ее бросил?...” Бросают то, чем не дорожат, что не ценят. И знаменитая поэтесса сочинила пророческие строки:

Только жизнь у меня короткая,

только твердо и горько верю:

не любил ты свою находку –

полюбишь потерю.

И далее Вероника Михайловна продолжила:

Рыжей глиной засыплешь,

за упокой выпьешь...

Домой воротишься – пусто,

из дому выйдешь – пусто,

в сердце заглянешь – пусто,

на веки веков – пусто!

Уже будучи безнадежно больной, Тушнова, которую Бог наградил талантом – беспредельно любить жизнь во всех проявлениях и уметь радоваться “малой малости”, - снова и снова писала о своей любви к Яшину. Так родилась ее последняя книга стихов “Сто часов счастья” (1986), посвященная любимому мужчине.

Красивая черноволосая женщина с печальними глазами, с мягким характером, любившая дарить подарки не только близким, но и просто друзьям, находилась в больнице с диагнозом “рак”. Александр Яшин, конечно, навещал ее. Марк Соболь, долгие годы друживший с Тушновой, стал невольным свидетелем одного из таких посещений.

“Я придя к ней в палату, постарался ее развеселить.Она возмутилась: не надо! Ей давали антибиотики, от которых стягивало губы, ей было больно улыбаться. Выглядела она предельно худо. Неузнаваемо. А потом пришел – он! Вероника скомандовала нам отвернуться к стене, пока она оденется. Вскоре тихо скликнула: “Мальчики...” Я обернулся – и обомлел. Перед нами стояла красавица! Не побоюсь этого слова, ибо оно сказано точно. Улыбающаяся, с пылающими щеками, никаких хворей вовеки незнавшая молодая красавица. И тут я с особой силой ощутил, что все, написанное ею, - правда. Абсолютная и неопровержимая правда. Наверное, именно это называется поэзией...”

Дни Тушновой были сочтены, и она это знала. Из типографии ей привезли сигнальный экземпляр “Сто часов счастья”. Издатели торопились, знали, что поэтесса умирает, - успели.

В последние дни перед смертью Вероника Михайловна запретила пускать к себе в палату Александра Яковлевича. Она хотела, чтобы любимый запомнил ее красивой и веселой. А на прощанье написала:

Я стою у открытой двери,

я прощаюсь, я ухожу.

Ни во что уже не поверю -

все равно

напиши,

прошу!

Чтоб не мучиться поздней жалостью,

от которой спасенья нет,

напиши мне письмо, пожалуйста,

вперед на тысячу лет.

Не на будущее,

так за прошлое.

за упокой души,

напиши обо мне хорошее.

Я уже умерла. Напиши!

Умирала знаменитая поэтесса в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку. На 51-м году жизни – 7 июля 1965 года – Вероники Михайловны Тушновой не стало. После нее остались рукописи в столе: недописанные листки поэмы и нового цикла стихов.

Алекссандр Яшин был потрясен смертью любимой женщины. Он напечата в “Литературной газете” некролог – не побоялся – и сочинил стихи:

Думалось все навечно

Кiлькiсть переглядiв: 0